Там на Ямайке… "Слабая доля, зато сильная воля"
I-Sound
Джаз, свинг, соул, блюз, реггей, ска…список можно продолжать и продолжать…но что в этом общего?
Корни…Африка, ритмы которой до сих пор звучат в крови её детей и которыми они щедро делятся с миром. Как далеко разбросало их, но что такое расстояние, когда звучит музыка!
Ямайка. Солнце, море, песок, нищета и реггей. По мнению ямайских меломанов, слово reggae впервые появилось на вышедшем в 1968г. на Pyramid танцевальном сингле "Do the Reggay" группы Toots and the Maytals. Некоторые считают, что это слово образовано от Regga, названия бантуязычного племени с озера Танганьика. Другие говорят, что это - искажённое "streggae", что на кингстонском уличном сленге означает проститутку. Боб Марли утверждал, что слово это испанского происхождения и означает "королевская музыка". Старый ямайский студийный музыкант, со своей стороны, предлагает простейшее и, пожалуй, наиболее правдоподобное объяснение. "Это описание самого ритма", - говорит Hux Brown, записывавший лид-гитару на реггей-образном хите Пола Саймона 1972 года "Mother and Child Reunion", человек, широко известный благодаря изобретению им техники вибрации/трели на одной струне, вытащившей хит Саймона на вершины островных хит-парадов. "Это просто шутка, шуточное словцо, означающее "рваный"(ragged)ритм и телесные чувства. Если в нём и есть какой-то более глубокий смысл, это неважно". Реггей -горячая смесь и местных стилей, таких как калипсо, менто, зоук и, прежде всего - исконно ямайская музыкальная традиция - бурра. Стержень последней представляет собой полифонию трех барабанов - свободно солирующего атумпана, сопровождаемого альтовым и басовым барабанами, соответственно называющимися апентемма и петиа. Вместе с трещотками, румба-боксами, маракасами, "saxas" (бутылочными саксофонами с горлышками, затянутыми мембранами) это трио и составляло бурру. Барабанным боем бурру обычно встречали раба, вернувшегося домой из тюрьмы, или жертву кнута, чьи раны исцелились.
В конце 40-х годов туристическая индустрия попыталась возродить исчезающее братство музыкантов менто, рекламируя его как экзотическую альтернативу модному калипсо. Звёзд менто приглашали записывать свои самые лучшие и забойные вещи на экспорт. Однако за океаном эта музыка не прижилась, но зато обрела толпу поклонников - местную молодежь, танцевавшую под нее на улицах, и никак не ожидавших услышать любимые ритмы по радио. Фактически, эти ритмы побудили молодых ямайцев взяться за инструменты и играть самим. Когда их друзья и знакомые во время Второй мировой войны возвращались домой с заработков на Панамском канале, в Доминиканской Республике, с тростниковых полей Джорджии или плантаций цитрусовых во Флориде, они привозили с собой пластинки латинского свинга и американского ритм-энд-блюза и джаза, чьим чётким заводным аранжировкам старались подражать молодые начинающие музыканты.
В результате возник сплав менто с ритм-энд-блюзом и джазом, названный ска, 12-тактный шаффл с акцентом на 2-ю и 4-ю доли, беззлобно поддразниваемые слабыми долями - проказливыми нотками пианино или ритм-гитары. Вся Ямайка старалась написать мелодию в этот ритм, а когда доходило до текста, человек отверзал фонтан своего красноречия, откуда в изобилии лились обрывки и отголоски старинных деревенских пословиц и поговорок, цитат из ривайвалистских проповедей, библейских стихов, сальных шуток и сварливых многословных перебранок, рекламных проспектов фильмов и коробок с кашей, заголовков спортивных разделов газет, отборных проклятий магии и рецептов народной медицины, митинговых политических речей.
К 70-м годам в американских Тор-40 побывало несколько rock steady(еще одно новое ямайское музыкальное направление) -хитов и первых песен реггей, например антиколониальная "Israelites" Десмонда Деккера (1969) и радостная "Wonderful World, Beautiful People" Джимми Клиффа (1970), причём слушатели даже не поняли, что стояло за этими песнями. Но американские и английские музыканты уловили тематические и ритмические новации, привнесённые музыкой реггей в начале 70-х, и даже услышали за этими незабываемыми звуками приятное жужжание кассовых аппаратов, побудившее их самих работать в этом стиле. Работа Пола Саймона с Байроном Ли на Dynamic Studios в Кингстоне над "Mother and Child Reunion" вызвала к жизни колоритный гибрид рока, ритм-энд-блюза, диско, джаза, фанка и "новой волны". Этому стилю отдали дань Стиви Уандер, сэр Пол МакКартни, Элвис Костелло, Boney M , the Rolling Stones, Linda Ronstadt, ABBA, the Clash. В 1974г. Эрик Клэптон поднялся до первого номера в чартах США и большей части Европы со своей версией гневной исповеди обитателя трущоб- "I Shot the Sheriff" Боба Марли. А в 1979-80 годах новый эклектичный звук был создан смешанными ("чёрно-белыми") английскими группами вроде Specials, Madness и the English Beat, объединившими возрождённый ска с ехидной энергией панка.
Конец семидесятых было золотой порой для реггей- музыки,но увы,эта золотая пора была недолгой.
Начиная с эпохи ска, ямайский музыкальный мир держался юношескими надеждами и порождённой ими духовной убеждённостью. Чтобы достичь хорошего уровня исполнения, необходима была самоотдача и постоянная практика, а для успеха у слушателей требовалась глубина чувств, способная рассеять самый глубокий пессимизм гетто. Но смерть Боба Марли, произошедший после этого на Ямайке экономический спад и расцвет танцевальной музыки стали причинами ослабления Sound Systems (передвижных дискотек под открытым небом) Кингстона, в свое время стоявших у истоков классического реггей
Когда недорогие компактные клавишные инструменты и упрощённые компьютеризированные технологии записи стали проникать на Ямайку из Майами и Нью-Йорка, студийные боссы бросились закупать оборудование и программное обеспечение, увидев возможность делать записи с очень небольшим числом живых музыкантов. Простая глупая песенка, набитая на маленькие клавиши Casio с последующим наложением драм-машин и эффектов, в современных условиях вполне сходила за замечательную поп-музыку. Вокальные партии накладывали голодные подростки - весёлые городские мальчики, завсегдатаи танцзалов, которым не хватало терпения овладеть каким-либо инструментом, но которые с лёгкостью перехватывали микрофон у ведущих вечер диск-жокеев. Последним порождённым жадностью и апатией ударом стало открытие, что народ с удовольствием пляшет под стандартные компьютерные ритм-дорожки с наложенным сверху свежим тостингом (манера чтения текста под музыку). Так как большинство продюсеров сохранили за собой права на музыку, записанную у них когда-то живыми музыкантами, они ворошили свои архивы и подкармливали дискотеки сырым материалом. Когда вошли в моду новые тостеры-певцы вроде Yellowman, Sugar Minott и Frankie Paul, их "полуживые" выступления были записаны по-новому, причём получившаяся в результате смесь реггей с техно легко и просто захватила и молодых, и старых.
Тем временем, рок, поп, фанк и даже эклектичный хип-хоп проникали на Ямайку из Америки и Англии, находили своих поклонников, быстро завоёвывая популярность. Но музыки, равной импортной по значимости, Ямайка уже не производила. Нижний Кингстон праздновал потребительский карнавал, телевизоров в нём было больше, чем туалетов с проточной водой, самозванных Майклов Джексонов на каждом углу - больше, чем в США; появилась целая армия накокаиненых таксистов в футболках с надписью "Меня похоронят на Ямайке". Основными источниками инструментальных реггей-групп стали Британия, Швеция, Западная Африка и Япония, а сама Ямайка с тех пор постепенно погружается в мир рэпа и дэнсхолл музыки.