Декабрь - время подводить итоги и подбивать бабки. В нынешнем году оба занятия выглядят скучным делом. Окидывая взглядом огромную хип-хоп-поляну Америки от Востока до Запада и рискуя вывернуть шею, мы не обнаружим на ней заметных новых лиц. Год 2007 прошел для хип-хопа вхолостую - в первую очередь с точки зрения появления "сверхновых". Звезды уровня Game, Young Jeezy или хотя бы Rick Ross не зажглись. В принципе, любой поклонник рэпа имеет полное право не согласиться с этой сентенцией и заявить: "А вот на мой взгляд дебютный альбом такой-то - ну ооочень хорош". Наверняка. Только шоу-бизнес рассуждает цифрами, и опрашивать нас с вами никто не станет. Ценные мнения - те, что отражены в отчетах SoundScan. Если там напротив альбома некоего дебютанта красуется цифра в полмиллиона CD, то она, в принципе, все объясняет без слов. И ценность любых положительных рецензий самых известных критиков девальвируется отсутствием платежеспособного интереса к альбому.
Конечно, некогда универсальный, этот критерий уже таким не является. Он не фиксирует альбомы "украденные" в интернете. Он не фиксирует диски, которые мы дали послушать, залили на флэшку, перекатали на болванку. Опять же, говорят, кто-то закачивает mp3 легально - я ни одного живого человека поступающего так не знаю, но профильная пресса утверждает, что такие все же есть в природе. И их активность проходит по другой ведомости. В общем, данные SoundScan постепенно утрачивают свое значение как главный критерий популярности, но заменителя им пока не видно. Ну не просмотры же на youtube считать?
В уходящем году если какие-то новички и "рвали" SoundScan, то отнюдь не под возгласы: "Смотрите, в рэпе зажглась новая звезда!" А скорее под беззвучные стоны "Что эти сволочи делают с хип-хопом". Mims, Rich Boy, Lil Mama, Hurricane Chris, Sean Kingston, Soulja Boy - в этом году громкие дебютанты выглядели так. Не все из них заявили о себе в чартах альбомов. Но альтернативы им не видно.
О причинах можно спорить сколь угодно долго, но так и не прийти к ответу. Можно увидеть тенденцию в том, что со стапелей лейблов в условиях нынешней конъюнктуры сходит лишь фаст фуд в жанре рингтон-рэп. А можно обнаружить тут лишь стечение обстоятельств - по разным (но в чем-то схожим) причинам сорвались релизы Papoose и Saigon, вот и кажется, что нет звездных дебютов. Но сколько не спорь, сколько не ищи положительных сторон в творчестве Soulja Boy (то еще занятие!), итог один. Год без героев, год без дебютов, год без новых имен.
Самым главным его открытием на мой субъективный и предвзятый взгляд выглядит T-Pain. Не рэп и не R&B - какой-то black pop music, хотя определение и предельно неполиткорректное. Второй его альбом понадобился свыше 700 тысячам покупателей. А сам T-Pain понадобился таким игрокам как R.Kelly, Fabolous, Kanye West, Chris Brown. Между прочим, все перечисленные альбомы преодолели барьер в полмиллиона проданных копий, что сегодня вполне достижение. А большинство совместных треков стали хитами и пролились золотым дождем в виде рингтонов и легальных закачек. Например, неделю назад сразу три сингла с его участием находились в верхней десятке Billboard Top 100. Ну да, вот такое получается открытие года. Только есть сомнения, что у читателей этого сайта T-Pain хотя бы в десятке любимых исполнителей.
И вообще 2007-му году было характерно скорее отступление с ранее занятых позиций. И это касалось не только персонажей вроде Twista или Redman, которых уже окончательно можно заносить в категорию сбитых летчиков. И не только новых звезд типа Chamillionaire или Paul Wall. Сдал даже 50 Cent. Чего уж тогда требовать от прочих?